Программа Радио "DiscoocsiD"
Современный период развития общества
характеризуется сильным влиянием на него
компьютерных технологий, которые проникают
во все сферы человеческой деятельности,
обеспечивают распространение информационных
потоков в обществе, образуя глобальное
информационное пространство…
Пояснительная записка
Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых ребят, поэтому работа «Школьное радио» является очень актуальной.
Эта работа складывается из нескольких направлений: информационное, образовательное, воспитательное.. Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть весьма разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, музыкальные программы.
Каждую тему радиопередачи необходимо облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), и поэтому программа кружка предполагает занятия по составлению и написанию интервью, репортажей и т. д. Участие школьников в системе школьного радиовещания развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи.
Программа рассчитана на 70 часов, и предполагает выпуск радиопередач по самым различным направлениям: спортивно- оздоровительное, гуманитарное, художественно- эстетическое, гражданско- патриотическое.
1. Актуальность
Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся в школе является создание школьной радиостанции. Работа по созданию школьных радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых и увлечённых детей. Участие в работе школьной радиостанции влияет на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и навыков, сплачивает учащихся разного возраста.
2. Цели и задачи радиостанции
Цели:
Школьная радиостанция создается в целях повышения результативности учебно-воспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной деятельности учащихся и развития их личностных качеств.
Задачи:
- создание творческого коллектива детей, объединяющего ребят самых разных способностей;
- вовлечение детей в различные формы творческой деятельности по выпуску радиопрограмм;
- разумное, целесообразное приобщение детей к современной технике, привитие умений и навыков правильного взаимодействия с ней;
- развитие культуры общения и коммуникационных способностей;
- расширение информационно-познавательных возможностей учащихся.
3. Основные направления деятельности
Информационная.
Школьное радио - самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы, города, страны.
Образовательная.
Школьное радио используется в процессе преподавания школьных предметов - для централизованной подачи в школьные кабинеты необходимой учебной звуковой информации.
Подготовка радиопрограмм требует вовлечения детей в различные формы деятельности: учащиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, диктора, звукооператора. Обучение детей современным технологиям, основным навыкам записи и воспроизведения фонограмм, работа с аудиотехникой. В результате работы с детьми по выпуску радиопередач возрастает их мотивация к обучению.
Воспитательная.
Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися на базе школьной радиостанции позволяет с пользой занять их свободное время, учиться подавать любую информацию заинтересованно, внося в сообщения своё личное отношение
Тематика радиопередач: формы, темы, рубрики радиопередач могут быть довольно разнообразными:
выпуск еженедельных (ежедневных) информационных программ; тематические радиовыпуски к классным часам на важные и нужные для ребят темы; праздничные программы к юбилейным датам и красным дням календаря; музыкальные (поздравительные) программы по заявкам слушателей; радиоконкурсы и радиовикторины (2-3 раза в год) «Открытый микрофон».
Примерные темы радиоконкурсов: «Моя школа», «Коллективный портрет класса», «Однажды на уроке» и др. По предложенным на конкурсе темам ребята пишут сочинения, эссе, стихи, берут интервью. Во время проведения в школе «Недели (месячника) знаний» можно использовать такую форму работы, как радиовикторина по предмету. Традиционные рубрики радиопередач:
«Учись учиться», «Говорит дежурный класс», «Спортивные новости», «Рассказы о профессиях», «Вести из класса», «Подросток и закон», «В мире книг», «Встречи с прекрасным», «Жить здорово», «Весёлая переменка» и другие.
Школьный радиоцентр обладает следующими преимуществами:
-создание школьной радиостанции позволит обеспечить более эффективное
использование современных технических средств обучения в образовательном процессе;
-повышается оперативность подачи звуковой информации;
-перед учащимися открываются широкие возможности во внеклассной деятельности:
-занятия детей в редакциях радио, в кружках звукооператоров, дикторов,
корреспондентов.
Участие школьников в системе школьного радиовещания развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказывается на профессиональном самоопределении.
Структура школьной радиостанции. Управление. Традиции.
Во главе радиостанции (студии) стоит редактор, который входит в состав Совета школы, Совета старшеклассников. Радиостанция объединяет несколько редакций: тематических, литературных, спортивных, музыкальных передач. Редакция имеет свой актив или Совет радиостанции . Кроме редактора (редакторов) в
состав Совета входят: корреспонденты, звукооператоры, дикторы, режиссёры
Главный редактор школьного радио утверждается Советом старшеклассников школы.
Оценка перспектив модели.
Радио - это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое.
Коммуникативная.
Подготовка радиопрограмм - дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов работы радиостанции, общение со слушателями способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся.
Управленческая.
Школьная радиостанция - это самая оперативная форма передачи необходимой информации от управленческой структуры к подразделениям школы. Целесообразно использование радиостанции для совершенствования руководства ученическими организациями.
Координирующая.
Различные подразделения школы через радио согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.
Программа включает в себя тематическое планирование радиопередач по четырем направлениям:
-спортивно-оздоровительное
- гуманитарное (нравственное) -художественно-эстетическое
- гражданско-патриотическое
Спортивно-оздоровительное направление
- Глобальная неделя безопасности «Минутки безопасности»
- Незваный гость - наркомания.
- Территория, свободная от никотина.
- СПИД - болезнь души и тела.
- Девичьи секреты. Дискуссионный клуб.
- Всемирный день здоровья- 7 апреля.
- Всемирный день без табака-31 мая.
Гуманитарное направление
- Будем говорить правильно (речевой этикет)
- О чистоте русского языка или За чистоту русского языка.
- Осторожно- русский язык.
- Международный день русского языка.
- Язык мой- друг мой.
- Гнилое слово да не сойдет с уст ваших.
- День славянской письменности и культуры-24 мая.
- Знай и люби свой язык.
Художественно-эстетическое направление
- Школьная форма: плюсы и минусы. История школьной формы в Россию
- Звезда с звездою говорит (цикл передач о лучших учениках школы)
- Волшебный мир моды.
- В гостях у деда Мороза
- День святого Валентина.
- 1 апреля - День смеха.
- 8 марта. Мисс школы.
- 23 февраля. Мистер школы.
- Ура, каникулы!
Гражданско-патриотическое направление
- Начало всех земных профессий - учителя, (тематическая передача ко Дню учителя)
- Тематическая передача ко Дню пожилого человека.
- Тематическая передача к Дню матери.
- Славные сыны Отечества. Тематическая передача к 23 февраля.
- Тематическая передача-поздравление учителей к 8 марта.
- Прощай, Масленица!
- День Российской Конституции. Тематическая передача.
- Тематическая передача, посвящённая Дню Победы.
Кроме тематических передач предполагается выпуск постоянно действующих рубрик:
- Школьные новости.
- Говорит дежурный класс.
- Голос Совета старшеклассников.
- Спортивный репортаж.
- Это интересно.
- Почемучка.
- Календарь знаменательных дат.
- Экскурсия по школьному музею.
- Школьные смешинки.
- Гороскоп для школьников.
Каждое утро по плану работы радио начинается выпуском утреннего эфира, который имеет своей целью организованно начать новый учебный день под позывные радио, создать атмосферу хорошего настроения через музыкальные минутки, организованно провести утреннюю зарядку.
Основной целью утреннего эфира является и патриотическое воспитание через музыкальное оформление детских песен, посвящённых России.
Утренний эфир имеет важное значение, так как служит началом учебного дня и потенциалом к дальнейшей работе.
Музыкальное сопровождение (диски с записями песен различной направленности) хранится в специальной папке. Основу составляют такие детские исполнители как группа «Непоседы», «Барбарики» и другие.
В работе кружка является необходимым ведение следующей документации:
- график выхода утренних эфиров;
- график выхода дневных эфиров (тематика);
- график дежурства в радиорубке;
- журнал инструктажа;
- работа рубрик (каждая рубрика выходит 1 раз в неделю);
- распределение обязанностей членов кружка.
Содержание курса «Школьное радио»
№ |
Содержание занятия |
часы |
1 |
История создания радио |
2 |
2 |
Назначение и структура школьного радио |
2 |
3 |
3экскурсия в школьный радиоузел |
2 |
4 |
Функционал участников школьного радио |
2 |
5 |
Этапы подготовки радиопередачи |
2 |
6 |
Информация и её основные черты |
2 |
7 |
Что такое интервью, его признаки |
2 |
8 |
Культура речи радиоведущего |
2 |
9 |
Подготовка утреннего эфира |
2 |
10 |
Музыкальное сопровождение передачи |
2 |
11 |
Дневной эфир и этапы его подготовки |
2 |
12 |
Подготовка и выпуск радиопередачи «Школьная форма: плюсы и минусы. История школьной формы в России |
2 |
13 |
Подготовка и проведение радиопередачи « Ими гордится наша школа» о лучших учениках школы |
2 |
14 |
Радиопередача « О чистоте русского языка, или как мы разговариваем). |
2 |
15 |
Работа школьных корреспондентов |
2 |
16 |
Работа школьного SMS-чата. |
2 |
17 |
Подготовка рубрики «Жить здорово». Разработка тематических выпусков. |
2 |
18 |
Подготовка и разработка тематических выпусков |
2 |
19 |
Рубрика «Знаменательные даты». Подготовка выпусков. |
2 |
20 |
Радиопередачи- интервью. Особенности подготовки. |
2 |
21 |
Рубрика «Весёлая переменка». Подбор материалов. |
2 |
22 |
Культура речи радиоведущего. |
2 |
23 |
Обязанности звукорежиссёра при выходе в эфир. |
2 |
24 |
Рубрика «Почемучка» и её выход в эфир. |
2 |
25 |
|
2 |
26 |
Музыкальное сопровождение передачи |
2 |
27 |
Подготовка радиопередачи «Школьные новости» |
2 |
28 |
Настроение ведущего - успех в эфире |
2 |
29 |
Школа журналиста |
2 |
30 |
Подготовка передачи с приглашением гостей |
2 |
31 |
Спортивный вестник |
2 |
32 |
Тематическая передача, посвященная Дню Победы. |
2 |
33 |
Анализ работы кружка. Популярность рубрик. |
2 |
34 |
Ура, каникулы. История этого слова. Как проводят каникулы школьники за рубежом. |
2 |
35 |
Отчётный выпуск передачи радио «Итоги года» |
2 |
Руководитель: Столярова Наталья Александровна