3. Кодирование информации

  • Язык - это система знаков, используемая для хранения, передачи и обработки информации.
  • Алфавит - это набор знаков, который используется в языке.
  • Мощность алфавита - это количество знаков в алфавите.
  • Слово - это последовательность символов алфавита, которая используется как самостоятельная единица и имеет определённое значение.
  • Формальный язык - это язык, в котором однозначно определяется значение каждого слова, а также правила построения предложений и придания им смысла.
  • Кодирование - это представление информации в форме, удобной для её хранения, передачи и обработки. Правило такого преобразования называется кодом.
  • Двоичное кодирование - это кодирование с помощью двух знаков.
  • Декодирование - это восстановление сообщения из последовательности кодов.
  • Префиксный код - это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова (условие Фано). Сообщения декодируются однозначно.
  • Постфиксный код - это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с окончанием другого кодового слова. Сообщения декодируются однозначно (с конца!).
  • Аналоговый сигнал - это сигнал, который в любой момент времени может принимать любые значения в заданном диапазоне.
  • Свойства дискретного (цифрового) сигнала:
    • сигнал изменяется только в отдельные моменты времени (дискретность по времени);
    • принимают только несколько возможных значений (дискретность по уровню).
  • Дискретный сигнал - это последовательность значений, каждое из которых принадлежит некоторому конечному множеству.
  • Цель дискретности - максимально точно передавать сообщения при сильных помехах.
  • Дискретность - это свойство не информации, а её представления.
  • ASCII = American Standard Code for Information Interchange
  • Кодовые страницы (Русские)
  • Кодирование графической информации

    Растровое кодирование

  • Пиксель - это наименьший элемент рисунка, для которого можно задать свой цвет.
  • Растровое изображение - это изображение, которое кодируется как множество пикселей.
  • Разрешение - это количество пикселей, приходящихся на дюйм размера изображения.
  • ppi = pixels per inch, пикселей на дюйм
  • RGB - цветовая модель для устройств, излучающих свет (мониторов)!
  • Цветовая модель RGB

          
       RGB   
         Веб-сраница     
      (0, 0, 0) #000000
      (255, 255, 255) #FFFFFF
      (255, 0, 0) #FF0000
      (0, 255, 0) #00FF00
      (0, 0, 255) #0000FF
      (255, 255, 0) #FFFF00
      (204, 204, 204) #CCCCCC

  • Глубина цвета - это количество битов, используемое для кодирования цвета пикселя.
  • Цветовая палитра - это таблица, в которой каждому цвету, заданному в виде составляющих в модели RGB, сопоставляется числовой код.
  • Векторное кодирование

  • Векторный рисунок можно рассматривать как алгоритм, в соответствии с которым строится изображение на конкретном устройстве вывода, с учетом особенностей этого устройства (например, разрешения экрана)

  • Рисунки из геометрических фигур:
    • отрезки, ломаные, прямоугольники
    • окружности, эллипсы, дуги
    • сглаженные линии (кривые Безье)
  • Для каждой фигуры в памяти хранятся:
    • размеры и координаты на рисунке
    • цвет и стиль границы
    • цвет и стиль заливки (для замкнутых фигур)
  • Векторное кодирование: форматы файлов

  • WMF (Windows Metafile)
  • EMF (Windows Metafile)
  • CDR (программа CorelDraw)
  • AI (программа Adobe Illustrator)
  • SVG (Scalable Vector Graphics, масштабируемые векторные изображения)
  • Кодирование звуковой и видеоинформации

  • Оцифровка - это преобразование аналогового сигнала в цифровой код (дискретизация).
  • Квантование (дискретизация по уровню) - это представление числа в виде цифрового кода конечной длины.
  • Разрядность кодирования - это число битов, используемое для хранения одного отсчёта.
  • АЦП = Аналого-Цифровой Преобразователь
  • ЦАП = Цифро-Аналоговый Преобразователь
  • Форматы аудио-файлов:

    • WAV (Waveform audio format), часто без сжатия (размер!)
    • MP3 (MPEG-1 Audio Layer 3, сжатие с учётом восприятия человеком)
    • AAC (Advanced Audio Coding, 48 каналов, сжатие)
    • WMA (Windows Media Audio, потоковый звук, сжатие)
    • OGG (Ogg Vorbis, открытый формат, сжатие)
  • MIDI (Musical Instrument Digital Interface - цифровой интерфейс музыкальных инструментов).
    • Форматы файлов (Трекерная музыка):

    • MOD разработан для компьютеров Amiga
    • S3M оцифрованные каналы + синтезированный звук, 99 инструментов
    • XM, STM, ...
  • Форматы видео-файлов

    • AVI - Audio Video Interleave - чередующиеся звук и видео; контейнер - могут использоваться разные кодеки
    • MPEG - Motion Picture Expert Group
    • WMV - Windows Media Video, формат фирмы Microsoft
    • MP4 - MPEG-4, сжатое видео и звук
    • MOV - Quick Time Movie, формат фирмы Apple
    • WebM - открытый формат, поддерживается браузерами

§15 Кодирование символов

Посмотреть видео-урок по теме.

Выполнить задание в электронной тетради videouroki.net по ссылке: https://videouroki.net/et/pupil
Урок 2. Кодирование текстовой информации


§16-17 Кодирование графической, звуковой и видео-информации

Посмотреть видео-уроки по теме.

Выполнить задание в электронной тетради videouroki.net по ссылке: https://videouroki.net/et/pupil
Урок 6. Кодирование графической информации


Рейтинг

Проблемы с госуслугами, медленный интернет или плохая связь? Напишите об этом — Минцифры поможет с решением